LOGO
Пятница, 17.05.2024, 02:16
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

СМИС – структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.
СТУ на СМИС – специальные технические условия на создание СМИС.
СМИК – система мониторинга изменения состояния инженерно-технических конструкций (несущих конструкций, конструктивных элементов) зданий и сооружений.
СУКС – система связи и управления в кризисных ситуациях.
 

СМИС

Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
 
Разработка подраздела «СМИС»
Проектная документация по СМИС оформляется отдельной книгой «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений» в составе тома «Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ПМ ГОЧС), входящим в состав раздела «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Согласно ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

К особо опасным объектам относят:
- ядерно- и/или радиационно-опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
- объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
- объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола;
- предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
- тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:
- морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной 1800 и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
- крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.
Оснащение объектов СМИС должно осуществляться при проведении:
- проектных, строительных и монтажных работ – для вновь строящихся объектов;
- планового капитального ремонта – для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов без оборудования их СМИС не допускается.
Для г. Москва действует Постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 № 375-ПП, где в Приложении указан перечень критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию СМИС.

Предназначение СМИС:
- снижение людских и материальных потерь в случае развития аварийной ситуации, пожара;
- автоматизированный мониторинг в режиме реального времени критически важных для безопасности персонала, населения и окружающей среды состояний технологических систем, систем жизнеобеспечения, систем безопасности, систем противопожарной защиты и систем связи;
- информирование в режиме реального времени ЕДДС (ЕСОДУ) муниципального образования о предаварийном, аварийном состоянии технологических систем, систем жизнеобеспечения, систем безопасности, систем противопожарной защиты, систем связи, террористических проявлениях;
- обеспечение через ЕДДС (ЕСОДУ) муниципального образования соответствующих служб и подразделений (экстренного вызова, дежурно-диспетчерских, оперативно-дежурных, аварийно-спасательных) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, ЧС.

Целью создания СМИС является предотвращение (снижение) людских потерь, сокращение размеров материального ущерба и защита окружающей природной среды за счет повышения оперативности информирования соответствующих служб и подразделений, органов управления силами и средствами пожарной безопасности и ликвидации последствий ЧС о происшествиях, авариях.
 
Типовой порядок разработки, согласования, утверждения и проведения экспертизы подраздела СМИС в составе проектной документации для объектов капитального строительства представлен на рисунке 1.
 типовой порядок разработки, согласования, утверждения и проведения экспертизы подраздела СМИС
Нормативные документы
Разработка СМИС выполняется на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Закон города Москвы от 07.04.2004 № 21-3М «О мониторинге состояния жилых домов на территории города Москвы».
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12. 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ от 16.12.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы».
Постановление Правительства Москвы от 18.05.2004 № 320-ПП «О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в городе Москве».
Постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 № 1058-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве МГСН 4.19-2005».
ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования».
ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».
ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».
ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения».
ГОСТ Р 22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
РД 50-680-88 «Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения».
РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».
СНиП 3.05.07-85 «Системы автоматизации».
 «Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах, зданиях и сооружениях», МЧС России 2003.
«Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения». МЧС России, М., 2008.
Распоряжение Правительства Москвы от 29.12.2005 № 2683-РП «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы» (с изменениями).
Рекомендации Правительства Москвы РМ-2957 «Рекомендации по эксплуатации многофункциональных высотных зданий и комплексов».
МДС 12-23.2006 «Временные рекомендации по технологии и организации строительства многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в Москве».
«Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по реализации требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.
«Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов».
ТСН 31-332-2006 «Жилые и общественные высотные здания».

СТУ на СМИС
Необходимость разработки Специальных технических условий (СТУ) на создание СМИС обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют нормативно-правовые и методические документы, определяющие структуру и содержание СМИС.
Целью разработки СТУ на создание раздела СМИС является определение следующих требований:
- требования к структуре СМИС;
- требования к содержанию СМИС;
- требования к назначению и цели создания СМИС;
- требования к структурным элементам СМИС (качеству оборудования; перечню систем, предполагаемых для передачи информации в ЕДДС (ЕСОДУ); контрольным сигналам смежных систем, определяющих возникновение ЧС и предаварийные состояния; категории электроснабжения; режимам доступа к программному обеспечению; формам, средствам и интерфейсу передачи данных и т.д.);
- требования к порядку разработки, к составу и содержанию работ по созданию СМИС;
- требования к порядку контроля и приемки системы СМИС;
- требования к документированию.
В специальных технических условиях систематизируются в едином документе положения норм и правил, которые должны быть в первоочередном порядке учтены при проектировании объекта, что позволит существенно улучшить работу проектных организаций и повысить ее эффективность с точки зрения полноты учета требований к СМИС.
СТУ на СМИС проходят утверждение в ФГУ ВНИИ ГОЧС.
После утверждения на основе СТУ разрабатывается сам подраздел «СМИС».

СМИК
СМИК (система мониторинга изменения состояния инженерно-технических конструкций (несущих конструкций, конструктивных элементов) зданий и сооружений) – подсистема структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, осуществляющая контроль показателей, характеризующих надежность здания, сооружения с целью предупреждению ситуаций, при которых значения регистрируемых параметрах превысят их предельно допустимые величины.
Основанием для разработки подраздела СМИК является Федеральный закон от 30.12 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Целями создания СМИК являются:
- обеспечение безопасности жителей, персонала, посетителей путём автоматического, непрерывного мониторинга деформационного состояния несущих конструкций;
- своевременное обнаружение на ранней стадии негативного изменения деформационного состояния конструкций, которое может привести к их разрушению и повлечь: переход объекта в ограниченно работоспособное или аварийное состояние, гибель людей;
- своевременное информирование персонала дежурно-диспетчерской службы объекта и ЕДДС (ЕСОДУ) муниципального образования о критическом изменении параметров состояния несущих конструкций объекта;
- контроль и формирование банка данных о параметрах изменения состояния несущих конструкций.

Нормативные документы
Разработка подсистемы СМИК выполняется на основании следующих нормативных документов:
МГСН 4.19-2005 «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве».
Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах, зданиях и сооружения, МЧС России 2003.
Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений,М., МЧС России ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2003.
Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Основные положения. МЧС России, М., 2008.
МРДС 02-08 «Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий, в том числе большепролетных, высотных и уникальных».
Постановление № 389 «О первоочередных мероприятиях по обеспечению реализации системы безопасной эксплуатации зданий с большепролетными конструкциями в городе Москве с использованием современных автоматизированных технических систем»

СУКС
СУКС (система связи и управления в кризисных ситуациях) – подсистема структурированной системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений, обеспечивающая на объекте гарантированную устойчивую телефонную и радиосвязь между оперативно-спасательными службами, специальными формированиями, а также со штабом по ликвидации ЧС и управления аварийно-спасательными подразделениями в условиях действия дестабилизирующих факторов во время проведения действий по ликвидации ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.
Основанием для разработки подраздела «Система связи и управления в кризисных ситуациях» для города Москвы является Распоряжение правительства Москвы от 20.06.2007 № 1529-РП «О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы».

Нормативные документы
Разработка подсистемы СУКС выполняется на основании следующих нормативных документов:
Распоряжение правительства Москвы № 1529-РП от 20.06.2007 «О Концепции по повышению безопасности и антитеррористической защищенности гостиничных предприятий города Москвы».
МГСН 4.19-2005 «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москва».

Экспертиза и согласование СМИС
Согласно ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004  № 190-ФЗ, проектная документация объектов капитального строительства подлежит Государственной экспертизе. Порядок прохождения государственной экспертизы проектной документации определен Постановлением Правительства Российской Феедерации от 05.03.2007 № 145.

Решения по СМИС в составе проекта строительства подлежат обязательной государственной экспертизе в ФГУ «Главгосэкспертиза России».
На экспертизу проектных решений по СМИС представляется полностью укомплектованная проектная документация.
Подробный порядок экспертизы и согласования СМИС приведен на рисунке 1.
Стоимость услуг по сопровождению экспертизы СМИС определяется исходя из расценок ФГУ «Главгосэкспертиза России».

Стоимость и сроки выполнения работ СМИС
Стоимость услуг по разработке СМИС определяется, техническими характеристиками объекта (размер, сложность и т.п.), организационными факторами (ожидаемые сроки разработки, вид и полнота исходных данных, оперативность их предоставления).
Ориентировочное время разработки при предоставлении запрашиваемой информации в полном объеме в установленные сроки: СМИС – 20 рабочих дней; СТУ на СМИС – 20 рабочих дней.

Для определения стоимости работ по разработке подраздела «СМИС» в составе проектной документации Вы можете позвонить по телефону, указанному на сайте.